После победы Октябрьской революции живопись, впрочем, как и все другие направления искусства, претерпели существенные изменения. Если раньше художники руководствовались своим внутренним мировоззрением, то после прихода к власти «народного» правительства, на первый план вышла идеологическая составляющая.
Художники 1917 – 1921 годов
Сразу же, после победы революции, советская власть занялась вопросами искусства, пытаясь установить здесь монополию. Свою деятельность советская власть начала с национализации коллекций картин и произведений искусства.
В первые дни революции громогласно заявил о себе политический плакат. Плакат рисуется легко и быстро. Необходимо было мобилизовать солдат на фронт, с этой целью революционные художники и использовали этот жанр живописи. Среди художников-плакатистов наиболее прославились: Малютин, Алсит, Моор, Дени. Их творения были небольшими, использовалось несколько красок. Часто использовались аллегории. Особенно заметно творчество Моора – «Ты записался добровольцем?», «Один с сошкой, семеро с ложкой», эти плакаты известны по сей день. Стиль Дени В. Н. более лаконичен. Одной из самых известных его работ является «Деникинская банда», написанная в 1919 году.
В это время появляется новый художественный жанр – оформление городов. Художников привлекают к праздничному оформлению городов, площадей. Появляется потребность в плакатах, панно. К праздничному оформлению городов привлекали таких известных художников как Петров-Водкин, Лансере и др.
В первые годы советской власти продолжается развитие школы станковой живописи, зародившейся до революции. Происходит ломка сложившихся стереотипов. Среди мастеров изобразительного жанра формируются две школы. Одна из них продолжала придерживаться традиционного канона, согласно с которым художник должен как можно точно отображать увиденное, вторые, наоборот, отдавали предпочтение образам. К этой группе относятся такие корифеи того времени, как Юон, Петров-Водкин, Рылов. Эпохальной стала работа Петрова-Водкина «Петроградская мадонна». Выделяется также работа Рылова «В голубом просторе» - хоть картина и не несет революционного смысла, но выделяется спокойствием, вызывает ощущение умиротворенности.
В это время развивается и графическое искусство. Одним из наиболее ярких представителей графики того времени является Купреянов.
После победы гражданской войны появилась работа для скульпторов. В первую очередь это были памятники павшим героям гражданской войны. Одной из наиболее ярких работ того времени является башня Татлина, символизировавшая смелость, решительность.
Интересным направлением в искусстве того времени является агитационный фарфор, являющийся одной из визиток той эпохи. Руководил его производством художник Чехонин С. В. Работы проводились на Государственном фарфоровом заводе. Со старых времен в кладовках оставалось много изделий. Художники расписывали их советской символикой, меняли клейма на коммунистическую маркировку, наносили на него революционные лозунги.
Художники 20-х годов
После окончания Гражданской войны начинается новый период в развитии живописи. Хотя внутренний враг был уже побежден, но государство находилось в кольце врагов, да и в СССР не все были довольны сложившейся ситуацией. Советскому государству в этот период нужно было закрепить свое господство в умах людей. Одним из применяемых методов стало искусство.
В эти годы живопись активно развивалось. Возникали различные художественные кружки и школы. Это время поиска, новых начинаний, юношеского энтузиазма, порожденного революцией.
Одной из самых известных художественных школ того времени стала АХРР. Аббревиатура расшифровывалась как ассоциация художников революционной России. Возникла она в 1922 году. Ее ядро составили передвижники. Эта школа продолжила традиции реализма. Основная тематика работ художников из этой группы – описание жизни и быта рабочих и бойцов Красной Армии. Наиболее известные художники АХРР: Бродский, Малютин, Чепцов, Греков, Ряжский, Архипов, Яковлев. Наиболее известная работа – Бродского «Ленин в Смольном». Эту картину видели, пожалуй, все, кто жил в ту эпоху. Она стала основой «Лениниады». Другая картина, на которую хотелось бы обратить внимание, это работа Грекова «Тачанка». Автор великолепно передает динамику, удаль, степной простор.
ОСТ - общество станкистов – эта группа ориентировалась на творческий поиск, подражала импрессионистам, этому направлению присущи темы спорта, промышленности. Корифеи этой школы: Вильямс, Лабас, Пименов, Штеренберг, Дейнека. Характеризует эту школу работа Дейнеки «Оборона Петрограда»
Четыре искусства – группа, для работ которой характерна философская подоплека. К ней относятся: Кузнецов, Петров-Водкин, Фаворский и др.
Существовали и другие художественные группы. В это время развиваются национальные виды искусства. Возникают художественные школы в регионах царской России, где живопись до этого отсутствовала вообще – регион Средней Азии.
Представители национальных школ живописи, творившие в этот период: Азимзаде, Тансыкбаев, Абильхан, Григорян, Коджоян и др.
В Украине наиболее известные мастера этого периода – Столяр, Петрицкий, Бойчук, Павленко.
Начиная с 20-х годов, происходят изменения и в графическом искусстве. Если раньше это было искусство иллюстрации книг, то теперь оно становится полноценным направление живописи. Графика той эпохи – преимущественно небольшие картины на тему классической литературы. Переживает вторую жизнь и школа ксилографии. Среди художников этого стиля выделяются работы Добужинского, Конашевича, Фаворского, Кравченко, Касияна, Тычины, Андреева.
Андреев был не только превосходный рисовальщик, но и отменный скульптор, прославившийся рядом скульптур, воспроизводящих Ленина. Для скульптуры того периода основной тематикой является тема революции, героев и вождей. В это время, кроме Андреева, был еще ряд замечательных скульпторов, это: Шадр, прославившийся скульптурой «Булыжник – оружие пролетариата», известен он и скульптурами вождя. Среди других скульпторов отметим: Лебедеву, Мухину, Матвеева.
Среди мастеров прикладного искусства этого периода на первом месте стоит школа Палеха. К традиционным для этого направления сказочным образам, добавляются революционные сюжеты, тесно переплетаясь в одно целое. В это время вообще происходит расцвет народных ремесел, массово появляются различные артели мастеров.
Художники 30-х годов
Это эпоха соцреализма. Начало ему дало постановление ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно положило конец культурному разнообразию. Все союзы художников распускались, вместо них возникала одна организация Союз советских художников.
Принципы нового течения соцреализма лучше всего озвучил Максим Горький. Это:
Принцип народности. Основными героями произведений становятся простые трудящиеся.
Принцип идейности. Все работы должны нести определенную идейную нагрузку.
Принцип конкретности. Показывается процесс развития, отвечающий материалистическому пониманию окружающей действительности.
Это период расцвета живописи, творческие работники, творящие в правильном идейном русле, получали массу заказов. Характеризуется эпоха тягой к монументализму.
Кроме монументализма, живопись этой эпохи наполняется героизмом. Одним из наиболее запоминающихся мастеров того периода является Б. Иогансон. Его картины подражают технике, используемой русскими художниками, такими, как Суриков. Но сюжет наполнен героическим содержанием, согласно с требованиями эпохи. Манеру Иогансона хорошо отображает картина «Допрос коммуниста».
Другим известным мастером был С. Герасимов – главное внимание он уделял теме крестьянства. Его картина «Колхозный праздник» считается эпохальной картиной этой эпохи.
А. Пластов – в своих работах воспевал крестьянство, его картины отображают быт простых людей, часто на фоне природы. Его произведения носят некоторый лирический оттенок. Другие известные живописцы 30-х годов – Пименов, Дейнека, Крымов.
Согласно с требованиями соцреализма меняется пейзаж 30-х годов. В это время пейзажи часто совмещались с отображением исторических персонажей. Наиболее яркой картиной этой тематики является произведение А. Рылова – «Ленин в Разливе».
Портретный жанр в это время наиболее активно развивали мастера старшего поколения – Кончаловский, Нестеров, Серова. Ценились портреты Нестерова, он умел точно подметить и передать характерные особенности человека. В стиле Нестерова работал и Корин, его полотна монументальны, отличаются четкими формами. Кроме партийных вождей интерес портретисты проявляли и к творческим личностям.
Монументальная живопись этой эпохи стала почти обязательным элементом архитектуры. Здесь можно выделить роспись ресторана Казанского вокзала и станции метро «Маяковского».
Выдающимися скульпторами 30-х годов были Мухина, Шадр, Манизер. Здесь также царила монументальность. Пожалуй, самое значимое творение той эпохи – это статуя «Рабочий и колхозница».
В графическом жанре продолжали работать мастера, снискавшие себе славу в предыдущее десятилетие. Популярной являлась гравюра на дереве. В основном это были иллюстрации к классическим произведениям. Выдвигается жанр листовой гравюры, наиболее яркий мастер здесь был Нивинский, его излюбленная тема «Лениниада», индустриальное развитие.
В 30-е годы гравюра уходит из книжной иллюстрации. Ее вытесняет литография. Рисунок черной акварелью, иногда углем. Такая технология была предпочтительнее для массового производства. В этом жанре работали Кукрыниксы, Герасимов, Кибрик и др.
Советские художники в годы Второй Мировой войны
Не удивительно, что в этот период военная тематика становится основной темой произведений художников. Многие художники той эпохи являлись непосредственными участниками военных действий, некоторые погибли.
Задача художников того периода – вдохновить людей на ратный и трудовой подвиг. В эту эпоху расцветает плакатный жанр. Так знаменитый плакат Кукрыниксов «Уничтожим врага» появился уже 23 июня 1941 года. Другие плакаты «Родина-мать зовет» художника Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси» и др.
Станковая живопись эпохи Войны характеризуется серийностью. Художник Л. Сойфертис, к примеру, написал 2 серии «Севастополь» и «Крым». Его работы вдвойне ценнее благодаря тому, что он являлся непосредственным участником боевых действий, делая зарисовки между боями.
Другой художник Шмаринов написал ряд серий углем и черной акварелью, подчеркивая трагизм. Его знаменитая картина «Мать над телом убитого». Пахомов жил и творил в блокадном Ленинграде, написал графическую серию «Ленинград в дни блокады».
Художники периода войны: Пластов, Дейнека, Герасимов, Юон, Корин, Бубнов и многие другие оставили эпические картины, передающие трагизм эпохи.
Хотя скульпторам во время войны было работать труднее, но мы видим работы, посвященные тематике войны. Преимущественно это скульптурные портреты фронтовых героев, военачальников. Во время войны творили: Мухина, Томский, Николадзе, Першудчев.
По окончанию боевых действий начинается эпоха монументальных памятников, призванных увековечить подвиг советских людей.
Прикладная живопись также была посвящена военной теме. В творчестве мастеров Палеха мы видим сюжеты сказочных битв.
Художники послевоенного периода
В первые послевоенные годы все усилия были направлены на восстановление экономики и воспевания подвига советского народа во время войны. Среди картин батального характера выделим такие великие полотна, как «Отдых после боя» художника Непринцева. «Письмо с фронта» - Лактионова. Это картины с налетом лирики, исследующие войну, как историческое явление.
В это время много работ также было посвящено истории революции. Среди значительных полотен того времени выделим произведение группы авторов «Выступление Ленина на 3-м съезде комсомола». Картину Серова «Ходоки у Ленина», которая стала второй классической картиной из серии лениниады. Обращает на себя внимание картина Мелихова «Молодой Тарас Шевченко у Брюллова», в этом полотне тщательно проработаны исторические детали.
Появляются картины сугубо мирные произведения. Уставшие от военных лихолетий художники пишут произведения, посвященные мирному труду, например картина «Хлеб», написанная Яблонской. Она отображает простой сельский труд. Сходной по содержанию является картина Пластова «На колхозном току». Другой советский художник – Чуйков, описывает природу Киргизии в картинах «Утро», «Дочь чабана» и др. Обращают внимание картины латвийских художников Калыныша и Осиса, посвященные рыбацкому труду.
Переход от военной к мирной тематике вызвал рост картин в жанре пейзаж, преимущественно это были картины лирического направления. Художником Герасимовым был написан цикл картин, посвященных подмосковному пейзажу. Мешков написал серию картин о красотах Урала. В них показана величественная красота сибирской природы. Если предыдущие авторы показывали красоту дикой природы, то Г. Нисский, наоборот, в своих работах отображал относительно новое направление жанра, природу, преображенную человеком. Его картинам присуща динамика, монументализм, контрастность. Творивший в это время Корин продолжал свой любимый жанр – портрет, он написал целый ряд портретов творческих людей.
В послевоенные годы развивается сатирическая графика. Известнейшим художником этой эпохи был Б. Пророков. В это время он написал целый ряд работ, критикующих американский капитализм. В этой же теме работают Кукрыниксы, Сойфертис и др.
Скульптура послевоенных лет посвящена тематике войны. Это монументальные скульптуры, появляющиеся в каждом городе и селе, посвящаются погибшим героям. В это время работали: Томский, Черняховский, Вучетич, Микенас.
Советские художники 1960 – 1980 годов
В 1960-х годах, во времена «оттепели», художники делают попытку освободиться от штампов, отображать действительность ближе к реальности. Новые ростки в искусстве старались опереться на художественные школы, 20-х годов. Художественная школа этого периода получила название «суровый стиль» за прямоту, бескомпромиссность, подчеркнутый драматизм. Этот стиль был не единственный, оставался соцреализм, некоторые художники пытались подражать импрессионизму.
Яркими представителями «сурового стиля» были братья Смолины. Известнейшие их картины «Стачка», «Полярники». В них трудовой подвиг изображается без помпезности, как повседневная обыденность. Другой известный художник, придерживавшийся «сурового стиля» П. Никонов. Его известнейшие картины – «Наши будни», «Геологи» описывают обыденную жизнь советских рабочих. Другие известные художники «сурового стиля»: Коржев, Андронов, Попков, В. Иванов, Гаврилов, Ткачевы, Моисеенко, Жилинский.
Среди национальных художников в то время наиболее заметны: Салахов, Нариманбеков, Клычев, Тордия, Греку, Заринь, Илтнер, Берзинь, Субби, Савицкас и другие.
В УССР заметно творчество Т. Яблонской, которая отходит от импрессионизма и обращается к народным мотивам.
1960-1980 годы эпоха грандиозного строительства. Восстанавливались города после войны, расстраивались новые районы, так что жанр монументальной живописи в это время был чрезвычайно распространен.
Основная тема скульптуры - память о героях и жертвах ВОВ. Здесь «царили» памятник-ансамбль и мемориал. Самые яркие творения в этом жанре «Мамаев курган», «Невский пятачок», «Хатынь».
Известные скульпторы этого времени: Соколова, Пологова, Шаховской, Жилинская, Митлянский, Комов, Чернов.
В 1960-е и последующие годы широко был распространен эстамп, графика, линогравюра. В этих жанрах творили художники: Захаров, Голицын, Бородин, Ильина, Макунайте, Рзакулиев.
Как видите, это была великая эпоха, подарившая нам многих непревзойденных мастеров. Картины советского периода заняли достойное место во многих коллекциях.